Медицина народного доверия
КОНЦЕПЦИЯ ПРОГРАММЫ «МЕДИЦИНА НАРОДНОГО ДОВЕРИЯ»
Скачать файл в формате .PDF

Медицина народного доверия - ключевая часть Народной стратегии охраны здоровья, создаваемой и контролируемой гражданским обществом.

Россия должна стать территорией здоровья и устойчивого развития. Устойчивое развитие страны - это инновационное развитие экономики без ущерба для социальной сферы и качества жизни людей.

Власть в союзе с гражданским обществом и бизнесом могут обеспечить максимально достижимый уровень здоровья для всех и должны принимать любое решение, учитывая последствия для здоровья и продолжительности жизни нынешних и будущих поколений граждан страны.

Продолжая те многочисленные позитивные перемены, которые были достигнуты в последние годы по масштабной модернизации российского здравоохранении, нужно эффективно двигаться намного дальше, переходя от системы здравоохранения способной на качественное лечение широкого круга заболеваний
-     к общественному здравоохранению, нацеленному на здоровье и активное долголетие граждан страны. Этого возможно достичь только при объединении усилий медицины и всего общества, рассматривая деятельность всех секторов экономики и социальной политики через призму пользы или вреда здоровью. Любой закон или конкретное практическое действие в системе ЖКХ, городского транспорта, торговли, образования, социальной защиты, спорта или культуры в конечном счете отразится, прежде всего, на качестве жизни и благополучии гражданина - жителя нашей страны.
Опыт большинства развитых стран доказывает, что при четкой координации усилий и наличия консолидированной стратегии между властью и обществом можно достигнуть точки не возврата в уровне общественного здоровья россиян и радикального увеличения средней продолжительности жизни.

Основными направлениями и конкретными действиями по развитию Медицины народного доверия могут стать следующие:
-     устойчивое доверие граждан к врачам и удовлетворенность качеством и эффективностью медицинской помощи; осознанное, ответственное и активное отношение людей к своему здоровью; полноценное партнерство граждан и медицинских работников в обеспечении условий и ресурсов для будущего здорового поколения;
-     реализация стратегии перехода от «медицины болезней» к «медицине здоровья»; здоровье человека - высшая ценность государства и общества; развитие слаженной государственной системы по оказанию доступной качественной и эффективной медицинской помощи населению, которая по уровню организации медпомощи и современных способов работы удовлетворяет общественным запросам;
-     реально действующая активная профилактика, ранняя диагностика, скрининг и ранняя реабилитация, эффективная стратегия борьбы с хроническими неинфекционными заболеваниями, приоритетная реализация принципов 4П- медицины;
-    значительное повышение и расширение компетенции врачей в управлении здоровьем граждан, сочетающих инновационные подходы академической медицины и традиционные методы диагностики и лечения; формирование высоких этических норм в работе среднего и младшего медперсонала; эффективная комплексная реабилитация; возрождение системы наставничества, как механизма повышения профессионального, нравственного и духовного уровня в медицинском сообществе.
Кроме того, Медицина народного доверия неразрывно связана с одновременными практическими действиями в других сферах экономики:
-    в системе образования - кратное увеличение количества здоровьесохраняющих и здоровьеформируюих школ, детских садов, колледжей, ВУЗов, массовые образовательные программы по формированию устойчивых навыков здорового образа жизни с использованием современных дистанционных интернет- технологий;
-    в системе социальной защиты - повсеместное внедрение в центры социального обслуживания и дневного пребывания населения технологий и программ активного долголетия для людей старшего возраста;
-    в системе культуры - массовое формирование "культуры здоровья", создание просветительских клубов общественного здоровья по месту жительства на базе библиотек, создание произведений искусства идеологически поддерживающих образ здоровой жизни и активное долголетие граждан;
-    в системе физического воспитания и спорта - развитие эффективных форм массовой культуры, опираясь на национальный и зарубежный опыт - ежедневную уличную и производственную гимнастику для всех возрастов, дальнейшее возрождение отечественного комплекса ГТО, дворового массового игрового спорта, поддержки молодежных инициатив уличной физкультуры;
-    в производственной сфере - развитие программ "здоровье на рабочем месте", стимулирование владельцев и директоров предприятий к эффективным профилактическим мероприятиям через систему общественного контроля и независимого рейтинга и аккредитации предприятий;
-    в транспортной сфере - поэтапный полный переход к экологическому общественному, коммерческому и личному транспорту, дальнейшее увеличение безопасных пешеходных зон и велодорожек, оперативная установка регулируемых пешеходных переходов по запросам граждан;
-    в экологической сфере - эффективная законодательная и общественная защита природоохранных зон, расширение и благоустройство рекреационных зон, значительное ужесточение ответственности юридических и физических лиц за нарушение природоохранного законодательства, формирования стихийных свалок и полигонов, загрязнение водных артерий и природных питьевых источников с ключевой водой;

Ключевым фактором успеха реформы национальной системы охраны здоровья при переходе к Медицине народного доверия, создании обновленной модели на принципах равноправного сотрудничества и социального партнерства всех членов общества, является непосредственное участие в этом масштабном процессе представителей элиты врачебного сообщества - Заслуженных врачей России. При этом граждане должны стать главным заказчиком формируемой системы и главным контролером. Важнейшей задачей является повсеместное введение в стране действенного общественного контроля за соблюдением законодательства и прав граждан в сфере охраны здоровья населения. Поэтому ключевым элементом новой национальной системы охраны здоровья должна стать независимая общественная аккредитация и рейтингование всех участников системы - от медицинских и социальных объектов до промышленных и торговых предприятий на предмет соответствия их действий федеральному закону N323 "Об основах охраны здоровья населения" и влиянию на качество жизни и здоровье людей. Все итоги данной работы должны системно отражаться на едином интернет-портале и помогать исполнительной власти принимать соответствующие административные меры по отношению к организациям, имеющим постоянно низкий рейтинг или не имеющим вовсе общественной аккредитации в качестве добросовестного участника единой национальной системы охраны здоровья.

Важным рычагом дальнейшей модернизации системы охраны здоровья является перестройка первичной медико-санитарной помощи населения и ускорение перехода от участкового принципа на общую врачебную практику (семейную медицину). Данная прогрессивная организационная модель давно зарекомендовала себя во многих регионах страны. Эта форма организации медицинской помощи людям разного возраста и пола, прежде всего, членам одной семьи, позволяет одновременно, экономя ресурсы системы здравоохранения, значительно поднять его качество. Неизмеримо возрастает ответственность врача за результаты своего труда, а вместе с ним растет уважение и доверие пациентов. Кроме того, такая форма работы позволяет эффективно проводить профилактику заболеваний и полноценную реабилитацию. Большинство медицинских систем всех передовых стран мира в условиях рыночной экономики и страховой модели работают именно по этому принципу.

ИНСТРУМЕНТЫ РАЗРАБОТКИ ПРОГРАММЫ «МНД»
1. Работа рабочей группы АЗВРФ
2. Цикл Стратегических проектных сессий АЗВРФ в федеральных округах
3. Рабочие группы АЗВРФ при Министерстве здравоохранения РФ
4. Общероссийский Съезд Заслуженных врачей России
5. Реализация решений Общероссийского Съезда Заслуженных врачей России